Ту-16 - дальний бомбардировщик и ракетоносец

В июне 1950 г. Правительство СССР поручило ОКБ А.Н. Туполева создать дальний бомбардировщик с двумя турбореактивными двигателями АЛ-5 (ТР-5). В ОКБ изначально рассматривалась возможность установки на самолет самого большого на тот момент в мире двигателя ТРД АМ-3, развивавшего тягу 9500 кгс.

Макет самолета утвердили в апреле 1951 г. К августу того же года были завершены работы по созданию двигателей АМ-3. В конце 1951 г. опытный экземпляр Ту-16 был передан на испытания. Первый полет самолета состоялся 27 апреля 1952 г. (летчик Н.С. Рыбко). В декабре 1952 г. принято решение о запуске машины в серийное производство.

Однако вскоре выяснилось, что серийный самолет тяжелее опытного образца и не сможет обеспечить заданной дальности полета. Руководство завода приняло решение выдать премию тем, кто внесет предложения по снижению веса самолета. В результате вес машины уменьшили на 3,5 т, и самолет смог даже превысить расчетную дальность полета.

Вторая машина (первая серийная) в сентябре 1953 г. прошла заводские, а в апреле 1954 г. - государственные испытания. 1 мая 1954 г. первые девять серийных машин пролетели над Красной площадью в Москве. Всего было создано около 50 модификаций самолета Ту-16, в том числе:

· Ту-16 - исходный вариант бомбардировщика;

· Ту-16А - носитель ядерного оружия;

· Ту-16КС - модификация с вооружением из двух крылатых ракет (КР) типа КС-1, подвешиваемых под крылом. Весь комплекс управления КР со станцией «Кобальт» взят с самолета Ту-4КС, размещен в грузоотсеке. Радиус действия Ту-16КС - 1800 км, КР КС-1 - 90 км. Самолет поступил на испытания в августе 1954 г., а в декабре 1957 г. был произведен первый пуск «Кометы», доработанной под Ту-16. К концу 50-х гг. в морской авиации было 5 авиаполков с комплексом «Комета» на вооружении;

· Ту-16Т - самолет-торпедоносец, серийно строился в середине 50-х гг. Предполагалась возможность подвески в бомбоотсеке торпед типа РАТ-52, мин типа АМО-500 и др.

· Ту-16С - спасательный вариант. Работы по созданию самолета начались в 1955 г. В бомболюке самолета кормой вперед подвешивался в полуутопленном положении спасательный катер «Фрегат», который после сброса с самолета направлялся к пострадавшим с помощью системы радиоуправления «Рея». Радиус действия Ту-16С - 2000 км;

· Ту-163, или Ту-16 «заправщик». В эту модификацию переоборудовались обычные бомбардировщики. Поступил на испытания в 1955 г.;

· Ту-16Р - самолет-разведчик, строился в двух вариантах для ночной и дневной разведки;

· Ту-16К-10 - самолет-ракетоносец, носитель комплекса К-10 с КР К-ЮС. В бомбоотсеке, удлиненном за счет снятия топливного бака №3, размещалась ракета. Ракета находилась в полуутопленном положении, перед пуском выдвигалась вниз. Система наведения работала на базе бортовой РЛС «ЕН». Опытный самолет построен в 1958 г., серийное производство началось в 1959 г., принят на вооружение в октябре 1961 г. Некоторые характеристики новой модификации изменились по сравнению с характеристиками базового Ту-16. Так, например, снизились максимальная скорость УР, пускаемых с самолета (на 25 км/ч), дальность полета (на 1000 км), крейсерская скорость (на 100 км/ч). Длина разбега увеличилась на 50%. В период 1960-1962 гг. комплекс К-10 поступил на вооружение 7 авиаполков морской авиации. Количество пусков составило: в 1960 г. -79, 1961 г. - 126 и 1962 г. - 147. В ходе поставок на вооружение К-ЮС дорабатывался. В частности, дальность пуска возросла до 325 км. Доработанный комплекс получил название Ту-16К-ЮСН. Был разработан также вариант беспилотного постановщика помех;

· Ту-16К-11-16 - самолет-ракетоносец, носитель крылатых ракет (комплексов К-16 с КР КСР-2 и К-11 с КР КСР-11). Самолет мог нести по две КР одного типа на крыльевых балочных держателях. Переоборудовался из построенных ранее Ту-16, Ту-16А и Ту-16КС. Сохранялась возможность использования Ту-16К-11-16 в качестве обычных бомбардировщиков. Носовая пушка была снята, установлены разведывательная станция «Рица» и РЛС типа «Рубин-1KB». Комплекс прошел боевую «практическую проверку» в 1973 г. во время войны на Ближнем Востоке;

· Ту-16К-26 - самолет-ракетоносец, способный одновременно нести одну КС типа К-ЮС и две КСР-5;

· Ту-16К-10-26 в дополнение к К-10С оснащался КР КСР-5. Система К-10С оставалась на прежнем месте, под фюзеляжем, а две крылатые ракеты типа КСР-5 или КСР-2 подвешивались под крылом. Одновременное применение маловысотных снарядов К-ЮС и высотных ракет КСР-5 резко повышало вероятность поражения цели.

С появлением Ту-16 завершился переход отечественных ВВС на реактивную технику. Бомбардировщики с большой дальностью полета позволяли держать под прицелом основные военные объекты потенциального противника на евразийском континенте. В серию Ту-16 пошел на авиазаводах в Казани, Куйбышеве и Воронеже. Всего за годы серийного производства Ту-16 в СССР на трех авиазаводах было выпущено 1509 самолетов Ту-16. Машины экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. В 1957 г. СССР передал лицензию на организацию производства самолетов Ту-16 в КНР. С 1968 по 1987 гг. в Китае выпущено 120 самолетов Ту-16 под обозначением Н-6.

Самолет получил кодовое обозначение НАТО Badger (барсук). Вплоть до 1992 г. Ту-16 можно было встретить в строевых частях, но к середине 90-х гг. он был полностью снят с эксплуатации. Конструкция. Фюзеляж самолета -цельнометаллический полумонокок с гладкой работающей обшивкой. Шасси трехопорное, с носовой опорой. Крыло двухлонжеронной конструкции кессонного типа с топливными баками в средней части кессона. Основные материалы, используемые в конструкции самолета, -алюминиевые сплавы Д16Т, АК6, АК8, высокопрочный сплав В-95. Управление самолетом сдвоенное.

Силовая установка - два ТРД АМ-ЗА, запускаемых от турбостартера. Топливная система самолета - 27 мягких фюзеляжных и крыльевых топливных баков с максимальной емкостью в 41400 л, часть топливных баков протектирована. Бомбоотсек самолета оборудован типовой системой бомбардировочного вооружения. Возможна подвеска бомб калибра от 100 кг до 9000 кг. Пушечное оборонительное вооружение состоит из 7 пушек АМ-23 калибра 23 мм: одна неподвижная - в носовой части фюзеляжа и шесть - в трех подвижных установках, управляемых дистанционно.

Хронология создания. Начало проектирования - июнь 1950 г. Выпуск первой модели - конец 1951 г. Первый полет - 27 апреля 1952 г. (летчик Н.С. Рыбко). Начало внедрения в серийное производство - 1952 год.

  Ту-16
  Ту-16
  Ту-16
  Ту-16

Ту-16 - первый советский серийный дальний бомбар-дировщик со стреловидным крылом. В принятой компоновке два ТРД АМ-3, имевшие большие габариты, размещались в корне крыла вплотную к бортам фюзеляжа

Вооружение Ту-16 состояло из семи пушек НР-23. Его бомбо-вая нагрузка составляла 3 тонны (максимальная 7 тонн). Ракетоносец Ту-16 мог поражать объекты противника, не входя в зону его ПВО

винтовой фундамент цена узи сканер купить гитару итальянская мебель кабинет - смотрите подробности тут холодильная витрина бу - актуальная информация у нас производитель двутавровой балки - все подробности тут