Ту-104 – пассажирский

В июне 1954 г. вышло Постановление Совета Министров СССР о создании самолета Ту-104. Самолет создавался на базе бомбардировщика Ту-16. В соот­ветствии с требованиями ВВС самолет должен был перевозить 50 пассажиров и 1250 кг груза на расстояние 3200-3500 км. Техническим заданием были установ­лены максимальная скорость самолета 950-1000 км/ч и длина разбега не более 1600-1650 м. Макет утвержден макетной комиссией в декабре 1954 г., а уже в на­чале следующего года был построен пер­вый самолет, который поднялся в небо 17 июня 1955 г. За время заводских ис­пытаний с июня по октябрь 1955 г. было выполнено 67 полетов. Госиспытания проходили в 1956 г., в их рамках в марте состоялся полет Ту-104 в Лондон с совет­ской правительственной делегацией на борту. Это была успешная демонстрация нового реактивного пассажирского са­молета СССР за рубежом, которая разве­яла миф об отставании советской граж­данской авиации.

Самолет строился в следующих мо­дификациях:

· Ту-104 - базовый вариант на 50 мест, самолет оснащался двумя двигателями АМ-3, обладающими на взлетном режи­ме тягой по 8750 кгс;

· Ту-104А - серийный вариант, рассчи­танный на перевозку 70 пассажиров;

· Ту-104Б - вариант с удлиненным фюзеляжем, позволяющим увеличить количество пассажиров до 100, а впоследствии - до 115 человек, и изменен­ной компоновкой пассажирского салона (выпускался серийно на Казанском авиа­ционном заводе с 1958 г.);

· Ту-104В - проект самолета на 116 пас­сажиров;

· Ту-104Д - проект самолета с тремя ТРД в хвостовой части фюзеляжа (по типу Ту-154);

· Ту-104Е - опытная модификация с двигателями М16-15 (РД-ЗП), обладаю­щими тягой по 11300 кгс;

· Ту-104ЛЛ - летающая лаборатория;

· Ту-104ЛК - модификация для отра­ботки радиолокационного прицела (са­молет оборудовался также пилонами для подвески макетов ракет);

· Ту-104 «Циклон» - самолет типа «ле­тающая лаборатория» для проведения метеоисследований;

· Ту-104ТС - транспортно-санитарный вариант;

· Ту-107 - военно-транспортный само­лет, выпущенный в 1958 г. в единствен­ном экземпляре и переданный в ВДВ;

Ту-110 - модификация Ту-104, в кото­рой изменения коснулись конструкции планера и силовой установки, что повы­шало безопасность полета. Двигатели подвешивались не на фюзеляже, а на си­ловых нервюрах, являющихся продолже­нием разъемных нервюр центроплана, в связи с чем размах последнего был уве­личен на 2,4 м. По схеме самолет пред­ставлял собою увеличенный Ту-104. На первом опытном самолете устанавли­вались четыре ТРД АЛ-7П, но 18 июля 1958 г. вышло Постановление Совета Министров о разработке самолета Ту-124 с двигателями Д-20П и о замене двигате­лей всех самолетов Ту-110 на Д-20П. 11 марта 1957 г. летчик Д.В. Зюзин выпол­нил первый полет на самолете Ту-110. Модификация Ту-110Д была предложе­на в 1960 г. Это был проект дальнема-гистрального пассажирского самолета с двухконтурными ТРД Д-20П в хвосто­вой части фюзеляжа. По расчетам, са­молет мог перевозить до 100-120 пасса­жиров на расстояние 6500 км. Проект не был реализован из-за низкого ресурса двигателя Д-20П. Всего было построено четыре самолета, в их числе один - опыт­ного завода №156, и три самолета серий­ной постройки Казанского авиационно­го завода №22.

Серийное производство самолета Ту-104 осуществлялось с 1956 по 1960 гг. на Харьковском, Омском и Казанском авиационных заводах. Первые Ту-104 поступили в ГВФ в мае 1956 г. В середи­не 1958 г. в ГВФ СССР насчитывалось 37 самолетов Ту-104 и Ту-104А.

Самолеты Ту-104, сменившие в Аэро­флоте Ли-2 и поршневые самолеты Илью­шина, открыли новую эпоху в развитии отечественной гражданской авиации. Эксплуатация и обслуживание нового реактивного авиалайнера потребова­ли переоборудовать многие аэропорты и провести переобучение специалистов наземных служб. С осени 1957 г. Ту-104А стали поступать в авиакомпанию «ЧСА» ЧССР. Самолет также эксплуатировался в ВВС в качестве летающих лабораторий и для тренировки космонавтов.

В 1979 г. Ту-104 был снят с эксплуата­ции. Последний полет самолета в СССР состоялся 11 ноября 1986 г. Самолет взле­тел с Кольского полуострова и, совершив промежуточную посадку в московском аэропорту Шереметьево, приземлился в Ульяновске, где занял почетное место в музее гражданской авиации. На самоле­тах типа Ту-104 установлено 26 мировых рекордов.

Конструкция. Тип фюзеляжа, фор­ма крыла, двигатели, шасси, компоновка кабины пилотов повторяли соответству­ющие элементы и узлы самолета Ту-16. Различие заключалось в увеличении ди­аметра фюзеляжа и низком расположе­нии крыла. Кроме того, на первых Ту-104 между кабиной экипажа и пассажир­ским салоном была установлена перего­родка, обеспечивающая герметичность кабины летчиков в случае разгерметиза­ции салона.

Хронология создания. Начало проек­тирования - июнь 1954 г. Выпуск первой модели - начало 1955 г. Первый полет -17 июня 1955 г. (экипаж Ю.Т. Алашеева). Начало подготовки серийного производ­ства - 1955 г. Госиспытания - 1956 год.

  Ту-104
  Ту-104
  Ту-104
  Ту-104
  Ту-104
  Ту-104
  Ту-104
  Ту-104
  Ту-104
  Ту-104

Впервые в отечественном самолетостроении при создании самолета Ту-104 были решены проблемы обеспечения ресурса герметичности фюзеляжа. Ту-104, по существу, стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом, успешно вступившим в регулярную эксплуатацию