АНТ-4 (ТБ-1)

АНТ-4 (ТБ-1) - тяжелый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик со свободнонесущим монопланным крылом. В этой подлинно новаторской машине воплотились все характерные особенности будущих тяжелых бомбардировщиков. АНТ-4 строился в 1929-1932 гг. и находился на вооружении в качестве бомбардировщика вплоть до 1936 г.

В 1929 г. экипаж летчика С.А. Шестакова на серийном самолете АНТ-4 «Страна Советов» (со снятым вооружением) совершил перелет по маршруту: Москва - Петропавловск-на-Камчатке -Сиэтл - Сан-Франциско - Нью-Йорк общей протяженностью 21242 км (8000 км из них - над океаном). Самолет АНТ-4 был высоко оценен американскими авиационными специалистами: не случайно созданный в 1932 г. двухмоторный бомбардировщик фирмы «Боинг» имел явное сходство с самолетом Туполева.

На момент создания АНТ-4 был самым большим в мире цельнометаллическим бомбардировщиком: его длина составляла 18 м, размах крыла - 28,7 м, площадь крыла - 120 м². Для уменьшения нагрузки на штурвал летчик в полете мог изменять угол установки стабилизатора. Топливные баки, обеспечивающие дальность полета 1350 км, размещались в центроплане крыла. Внутри фюзеляжа находились бомбовый отсек, места для летчиков, бомбардира-радиста и трех стрелков. АНТ-4 был первым серийным многомоторным самолетом-монопланом с двигателями, расположенными поперек фюзеляжа (такая схема расположения позднее стала общепринятой при конструировании многомоторных самолетов, так как позволила улучшить обтекаемость фюзеляжа, обеспечить передний обзор и установить стрелковое вооружение в передней кабине). Проектирование самолета начиналось под двигатели «Нэпир-Лайон» мощностью 450 л.с. каждый, однако для серийного производства были приняты двигатели BMV-VI мощностью 500-680 л.с, которые впоследствии заменили на двигатели М-17.

Конструкция крыла была рациональной и технологичной. Применение разработанной Туполевым так называемой «волны ЦАГИ» - гофрированной обшивки - позволяло увеличить прочность и жесткость конструкции крыла. С самолетом АНТ-4 проводились опыты по увеличению продолжительности и дальности полета путем установки дополнительных топливных баков. Результаты признали хорошими, поэтому было принято решение снабдить добавочными баками несколько самолетов АНТ-4.

При испытаниях в 1933 г. АНТ-4 с ускорителями взлета (шесть стартовых пороховых ракетных двигателей, установленных под и над крылом в местах разъема консолей крыла) время разбега сокращалось до нескольких секунд при дополнительной массе в 469 кг. В 1933-1935 гг. самолет АНТ-4 участвовал в испытаниях по дозаправке в воздухе - во время полета бензин переливали из Р-5 в АНТ-4, из АНТ-4 - в И-15 и И-16. В 1935 и 1939 гг. испытывался беспилотный АНТ-4.

Самолет АНТ-4 применялся в Арктике. В марте 1934 г. на самолете АНТ-4 летчик А.В. Ляпидевский вывез с льдины в Северном ледовитом океане на материк первую группу челюскинцев. В феврале 1937 г. летчик Ф.Б. Фарих совершил большой перелет по маршруту Москва -Свердловск - Иркутск - Анадырь - мыс Уэлен - Архангельск - Москва.

Известны следующие модификации самолета АНТ-4: «Страна Советов» - серийный самолет без вооружения; ТБ-1П с поплавковым шасси, применявшийся в военной и гражданской авиации; Г-1 -грузовой, транспортный самолет с двигателями М-17, успешно эксплуатировавшийся в Аэрофлоте, в том числе в его подразделении - «Авиаарктика».

Всего было построено 216 машин различных модификаций, в том числе 66 ТБ-1П. АНТ-4 использовался в ВВС вплоть до начала Великой Отечественной войны. Последний самолет Г-1 «Авиаарктика» до 1948 г. выполнял задачи ледовой разведки и доставки грузов на полярные станции.

Конструкция. Свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, обшивка гофрированная из дюралюминия. Шасси убирающееся. Крыло состоит из пятилонжеронного центроплана с 18 нервюрами, двух отъемных консолей с 10 нервюрами и стрингерами в каждой. Лонжероны крыла плоские, ферменные, из склепанных между собой труб. Фюзеляж разъемный, из трех частей, в поперечном сечении имеет вид трапеции, суженной книзу. Стабилизатор с изменяемым в полете углом установки.

Хронология создания. Начало проектирования - 11 ноября 1924 г. Выпуск первой модели - 11 августа 1925 г. Первый полет самолет совершил 26 ноября 1925 г. (летчик А.И. Томашевский). Начало серийного производства -1929 г. Государственные испытания предсерийного прототипа - август-октябрь 1929 г.