АНТ-40 (СБ) - скоростной бомбардировщик

АНТ-40 (СБ) - первый скоростной бомбардировщик, спроектированный и разработанный в ЦАГИ бригадой А.А. Архангельского под руководством А.Н. Туполева. Этот всемирно известный самолет был одним из самых распространенных. Применялся в боевых действиях в Испании, на Дальнем Востоке, в Монголии, в военном конфликте с Финляндией и в Великой Отечественной войне, а также эксплуатировался в Гражданском воздушном флоте. В период с 1941 по 1945 гг. АНТ-40 применялся и как буксировщик планеров, использовался для доставки грузов к партизанам. В июне 1941 г. самолеты АНТ-40 составляли около 94% боевого состава советской бомбардировочной авиации.

Изначально было решено строить самолет в двух модификациях: один - с двигателями «Райт Циклон», другой - с двигателями «Испано-Сюиза 12Y». Серийное производство машины продолжалось с 1936 по 1941 г. Всего было построено 6995 самолетов.

Испытания АНТ-40 проводились в октябре 1934 г. и в феврале 1935 г. (перерыв в испытаниях был связан с аварией самолета в одном из первых полетов). В результате испытаний предпочтение было отдано двигателям «Испано-Сюиза 12Y», более перспективным в плане возможности увеличения мощности. 15 мая 1934 г. началась постройка второго прототипа самолета с двигателями «Испано-Сюиза». Крыло второго прототипа имело больший размах, его площадь была увеличена до 51,95 м², были внесены изменения в систему управления. Этот самолет обладал высокими летными качествами и был признан одним из лучших бомбардировщиков. После внесения ряда изменений он был передан на завод в качестве эталона для серии. Вооружение самолета составляли четыре пулемета ШКАС, две бомбы по 250 кг или шесть по 100 кг. Позже, в войне с Финляндией, применялись снаряды PC-132, размещаемые под крылом. При внедрении в серию на самолете увеличили размер крыла и стали устанавливать двигатели М-100, аналогичные двигателям «Испано-Сюиза 12Y».

Серийное производство самолетов не исключало внесения в конструкцию изменений и усовершенствований. Особенно это касалось вооружения и оборудования. Изменилась конструкция бомболюка, который приспособили для подвески ФАБ-250 и других бомб в горизонтальном и вертикальном положениях.

На авиационной выставке в Париже в 1937 г. скоростной бомбардировщик Туполева-Архангельского АНТ-40 (СБ) с гладкой обшивкой и потайной клепкой был удостоен золотой медали.

2 сентября 1937 г. летчик М.Ю. Алексеев на самолете СБ-2М-103 установил официальный мировой рекорд высоты -12246,5 м с грузом 1000 кг. Это достижение было несколько меньше рекорда (не зарегистрированного официально), установленного тем же летчиком годом раньше: 1 ноября 1936 г. самолет поднял груз весом 1 т на высоту 12695 м.

После Великой Отечественной войны все самолеты АНТ-40 были отправлены на металлолом. Сохранился для истории лишь один: в 1939 г. он совершил вынужденную посадку на одном из аэродромов в Забайкалье. Через много лет самолет был транспортирован в Москву, в КБ А.Н. Туполева. Молодые сотрудники КБ восстановили машину, и в апреле 1982 г. АНТ-40 пополнил экспозицию музея Военно-воздушных сил в Монино.

Конструкция. Цельнометаллический среднеплан с двумя двигателями и убираемым назад шасси. Фюзеляж делится на три части. Носовая часть представляет собой фонарь из прозрачных целлулоидных панелей с вертикальной щелью для движения пулемета. АНТ-40 имел четыре бензобака общей емкостью 1670 л. С 1937 г. начали устанавливать протектированные баки. С конца 1936 г. серийные самолеты АНТ-40 оснащались двигателями М-100А мощностью 860 л.с. (СБ-2М-100А), а с 1938 г. - двигателями М-103 (СБ-2М-103).

Каркасы фюзеляжа и крыла производились из U-образных профилей, образующих вместе с обшивкой закрытый контур, а также из рамных шпангоутов с отверстиями для облегчения конструкции. Крыло двухлонжеронное, лонжероны ферменные, из труб, сделанные по общему типу лонжеронов АНТ. Элероны с весовой компенсацией.

Хронология создания. Начало проектирования - 1933 г. Выпуск первой модели - октябрь 1934 г. Первый полет самолета - 7 октября 1934 г. (летчики И.С. Журов и К.К. Попов). Начало освоения серийного производства - 1936 год.