АНТ-6 (ТБ-3)

Этот самолет конструкции А.Н. Туполева принадлежит к числу наиболее выдающихся летательных аппаратов и не только для своего времени. Он был первым в мире четырехмоторным свободнонесущим монопланом-бомбардировщиком с двигателями, установленными в ряд по размаху в носке крыла. Проект такого самолета был довольно дерзким для своего времени, и полноценное техническое задание на АНТ-6 разрабатывалось в ВВС около трех лет. История создания ТБ-3 началась еще в 1925 г. переговорами Остехбюро с ЦАГИ о постройке тяжелого бомбардировщика мощностью в 2000 л.с. в сухопутном и поплавковом вариантах. Проектирование такого самолета началось под руководством

А.Н. Туполева в мае 1926 г. Требования со стороны управления ВВС несколько раз уточнялись и приняли окончательный вид в декабре 1929 г.

Самолет АНТ-6 имел значительно большие размеры, чем его аналог АНТ-4, и вдвое по сравнению с ним увеличенную площадь крыла. Максимальный вес самолета достигал 22 т. Он мог нести до 5 т бомбовой нагрузки. Оборонительное вооружение устанавливалось на носовой, средней, хвостовой пулеметных турелях и двух выдвигаемых подкрыльевых пулеметных башнях. Из кабины в фюзеляже через боковые двери можно было попасть внутрь крыла к двигателям и к подкрыльевым пулеметным башням. По мере совершенствования самолета тип устанавливаемых двигателей менялся.

Модификации тяжелого бомбардировщика:

· ТБ-3-4М-17Ф (серийный), ТБ-3-4М-34Р, ТБ-3-4М-34ФРН.

· ТБ-3-4М-17Ф - наиболее многочисленный тип самолета ТБ-3 (около половины построенных машин). Фюзеляж в своих контурах был образован прямыми линиями поверху и понизу, в поперечном сечении был трапециевидным со слегка выпуклой палубой, над крылом борта были вертикальные. Конструктивно он делился на три части, причем средняя часть (Ф-2) составляла одно неразъемное целое с центропланом между первым и последним его лонжеронами. Конструкция повторяла в увеличенном виде фюзеляж ТБ-1. Шпангоуты были из А-профилей с раскосами из труб, некоторые были снабжены переборками с дверями почти в рост человека, в самолете были отдельные кабины летчиков, штурмана и радиста. Нос фюзеляжа под турелью остеклен, кабина летчиков открытая, что было в духе того времени, фонарь поставили только в арктическим варианте. Закрытая передняя турель появилась значительно позже, а задние так и остались открытыми.

Крыло состояло из центроплана размахом около 7 м и двух консолей. Крыло четырехлонжеронное, с несколькими эксплуатационными разъемами. В центроплане отъемными были носки и хвостовые части, в консолях — хвостовые части и начальный участок носка. Таким образом, вся основная часть центроплана вместе с Ф-2, а также консоли крыла в разобранном виде имели ширину не более 4 м и могли перевозиться по железной дороге. После появления новых марок дюралюминия повышенной прочности (1934 г.) стало возможно увеличить размах крыла с 39,5 до 41,85 м путем удлинения концов. В результате площадь крыла возросла до 234,5 м². Моторные рамы под двигатель М-17 были сварные и в трех точках крепились к узлам переднего лонжерона центроплана. На самолете имелись четыре бензобака по 1950 л каждый.

Изменения, вносимые в конструкцию всех последующих модификаций АНТ-6, касались в основном силовой установки, фюзеляжа, шасси и внешней поверхности.

ТБ-3-4М-34Р - двигатель М-34Р, изменена хвостовая часть фюзеляжа, для улучшения аэродинамики установлены зализы крыла, стабилизатора и воздушного киля, капотов двигателя с крылом;

ТБ-3-4М-34РН - новый двигательческий потолок. Дополнительно на фюзеляже установили кормовую турель и хвостовое колесо, тележки шасси заменили отечественными двухметровыми колесами, изменили состав стрелкового вооружения и внесли ряд других усовершенствований.

Самолет АНТ-6 в различных модификациях строился серийно с 1932 по 1937 г. Всего построено 819 серийных самолетов и один опытный. На ТБ-3 установлены четыре мировых рекорда высоты полета с грузом.

В июле-августе 1934 г. на самолетах АНТ-6 советские правительственные делегации побывали с официальными визитами во Франции, Польше, Италии. В марте-июне 1937 г. четырьмя самолетами АНТ-6 (ТБ-3) на Северный полюс была доставлена первая экспедиция И.Д. Папанина, а в октябре того же года отряд самолетов АНТ-6 принял участие в поисках самолета Н-209 С.А. Леваневского.

Самолеты АНТ-6 всех типов активно применялись как бомбардировщики в 1939 г. на Халхин-Голе, менее активно - в войне с белофиннами. В начале Великой Отечественной войны АНТ-6 как боевые практически не применялись, их широко использовали в качестве транспортных и для перевозки грузов. Самолеты обеспечивали связь с различными штабами, доставку боеприпасов и продовольствия блокированным гарнизонам и партизанам в тылу противника, а также транспортировку летно-технического состава при перебазировании, на АНТ-6 осуществляли эвакуацию раненых и др. Кроме того, самолеты применялись в качестве носителей одноместных истребителей в комбинации «Звено». После замены на бомбардировщики нового поколения АНТ-6 были переданы в Аэрофлот, где под обозначением Г-2 (грузовой второй) в течение ряда лет использовались для грузовых перевозок.

Конструкция. Цельнометаллический свободнонесущий моноплан, обшивка гофрированная. Шасси убирающееся, пирамидального типа. Фюзеляж в поперечном сечении имел вид трапеции, суженной книзу, со слегка выпуклой палубой. Он состоял из трех частей. Средняя часть расположена между первым и последним лонжеронами крыла и составляет одно неразъемное целое с центропланом. Крыло состояло из четырехлонжеронной центральной части с отъемными носовой и хвостовой частями и консолей с 9 нервюрами в каждой. Консоли также были с отъемными хвостовыми и носовыми частями. Лонжероны крыла плоские, ферменные, из склепанных между собой труб. Стабилизатор с изменяемым в полете углом установки.

Хронология создания. Начало проектирования - май 1926 г. Начало подготовки серийного производства - 1931 г. Первый полет первого прототипа состоялся 22 декабря 1930 г. (летчик М.М. Громов). Головной серийный самолет совершил первый полет 27 февраля 1932 г. (экипаж П.И. Лозовского).